В прошлый раз я предложил вам сделать «8 простых шагов к успеху вашего сайта». Но буквальное следование этому сценарию возможно не всегда. Наш рецепт, очевидно, подходит для ситуации, когда у нас еще нет сайта, но мы уже заранее думаем о том, как сделать его максимально релевантным для поисковых систем. И когда такой продуманный сайт появляется в сети, то он уже будет «заточен» для получения поискового трафика.
Однако намного чаще встречается обратная ситуация, когда сайт у нас уже есть. Если он содержит уникальный контент, то все в порядке – тогда нам требуется подобрать ключевые слова, составить адекватную тематике сайта семантическую модель, и оповестить поисковики о существовании сайта.
А вот если контент нашего сайта НЕ уникальный – например, мы просто подключили на свой домен готовый шаблон из предлагаемых дейтинг-партнеркой – это означает, что красивой и интересной судьбы у сайта не будет, пока мы не исправим сделанные ошибки. И лучше всего – как можно скорее. Как это сделать вы будете знать уже через две-три статьи.
Итак, у нас есть нормальный сайт с уникальным контентом, например, вот этот блог (брать за образец ситуацию, что мы прежде наломали дров, а теперь разгребаем проблемы, я все-таки не буду). Блог до настоящего момента почти не раскручивался – это упущение мы сейчас вместе и исправим с наглядными примерами. Иными словами, наш пример не абстрактный, а самый что ни на есть реальный.
Методы подбора ключевых слов для русского и англоязычного сайта в своей основе одинаковы, разница заключается в использовании разных инструментов и сервисов. В случае с русским сайтом нам в помощь вот эти ссылки:
https://adwords.google.com/select/KeywordToolExternal
http://direct.yandex.ru/stat/wordsstat.pl
Для начала нужно ответить для себя на вопрос, по каким ключевым словам будут искать наш сайт. Проведем небольшое мысленное маркетинговое исследование и зададим себе вопросы: Кто наша аудитория? Что она ищет? Какие у нее потребности?
Результат этих размышлений применительно к вашему сайту у вас будет, конечно, свой. Для нашего же примера у меня получилось, что этот блог интересен начинающим вебмастерам, которые только что задумались о раскрутке своего сайта. И эти целевые посетители ищут доступной и понятной информации о том, как продвинуть свой сайт через поисковые системы.
Теперь пришло время сообразить, какие поисковые запросы будут вводить наши потенциальные посетители в надежде обрести ответ на свои вопросы. Практически исключено, что поиск будут делать по словосочетанию «сео зоопарк». И даже маловероятно, что при поиске будут использованы слова «SEO» или «СЕО», поскольку наши посетители могут таких слов просто не знать. А вот, скажем, поисковые запросы «раскрутка сайта» или «продвижение сайта» – это уже намного теплее.
Небольшое сео отступление: поисковые запросы бывают высокочастотные – иначе говоря, однословные, которые набирают в поиске чаще всего, и низкочастотные – т.е. словосочетания, которые вводят чуть реже. В большинстве случаев есть смысл ориентироваться на подбор двух-трехсловных низкочастотников. Во-первых, такие кейфразы будут более релевантны тематике сайта, во-вторых – из кейфраз впоследствии легко будет сделать однословные кейворды, в-третьих – нам не придется конкурировать с seo профи за право получить высокочастотный трафик.
Открываем сервис Google AdWords по подбору ключевых слов и вводим в форму запроса первое подходящее словосочетание. Далее скрываем отображение лишних столбцов, так чтобы остались только 3 колонки – «Ключевые слова», «Среднее количество запросов» и «Тип соответствия» – см. картинку. Наконец, сортируем по колонке «Среднее количество запросов» по убыванию.
В форме Яндекс-Директ все проще – здесь никаких настроек нет, а результат выдачи отсортирован по убыванию сразу же.
Процедуру нужно будет повторить в каждом из сервисов раз 5…10 минимум, с разными словосочетаниями. Гугловский сервис упрощает задачу в том смысле, что в его форму запроса можно вводить сразу несколько кейфраз, однако рекомендую ограничиться двумя-тремя за раз. Первая же выдача даст обильную пищу для размышлений, какие запросы проверить дальше. Поэтому – смотрите в выдачу, соотносите это с вашим сайтом, и той оценкой потребностей потенциальных посетителей, которую вы раньше провели, и подбирайте новые запросы.
Разумеется, каждую выдачу обоих сервисов нужно куда-то сохранить – иначе зачем мы этим всем этим занимаемся? Здесь у меня приготовлен приятный бонус для читателей – рабочая экселевская табличка (скачано 949 раз), с парой полезных макросов, которые сократят вам объем ручной работы. Таблица содержит реальный пример подбора ключевиков для этого блога. Конечно, перед началом работы по подбору кейвордов для вашего сайта, шаблон следует очистить от прежних данных.
Теперь в сервисе AdWords внизу находим ссылку «Загрузить все ключевые слова csv (для excel)», кликаем, открываем этот файл и копируем содержимое в скачанную рабочую таблицу на лист «Выборка Google». Из сервиса Яндекс-Директ копируем выдачу прямо с экрана на лист, соответственно, «Выборка Yandex». Для Яндекса, думается, мало смысла копировать поисковые результаты, имеющие менее 200 запросов в месяц. При вставке данных в таблицу заполняйте только первые 2 колонки каждого листа – «Ключевые слова» и «Число запросов».
Итак, последовательность действий, еще раз:
- Вводим кейфразу в форму запроса обеих сервисов
- Копируем выдачу (первые 2 колонки) в рабочую таблицу, каждую на свой лист, добавляя новые данные после каждого запроса
- Смотрим на выдачу, думаем про потенциальных посетителей и их потребности, и, основываясь на этом, подбираем новую кейфразу
- Повторяем все шаги сначала с новой кейфразой
Остановиться можно, когда вы почувствуете, что уже набрали выдач со всеми основными кейвордами (кейфразами), которые в принципе могли бы ввести потенциальные посетители вашего сайта. Как уже говорилось, 5…10 итераций в среднем должно хватить.
Насобирали кейвордов? Теперь не забудьте сохраниться) Да вот еще что: в колонке «Число запросов» листа «Выборка Google» замените везде точку на запятую – чтобы эксель понял, что это число и смог посчитать формулы.
Следующий этап – сортировка и отбор. Здесь вам потребуется умение делать сортировку в экселе и выборку по фильтру. Кнопка F1 вам в помощь, если что. Теперь поступаем так:
- Сортируем кейворды по алфавиту
- Удаляем дубли (нажмите Ctrl+Q, и это за вас сделает макрос, написанный автором)
- Удаляем строки с явной непотребщиной
- Сортируем таблицу по колонке «Нормализованных запросов» по убыванию
Чтобы не делать одну и ту же работу дважды для каждого листа, имеет смысл скопировать гугловые и яндексовские данные на общий лист, который у нас называется «СБОРКА». Но прежде небольшая ремарка по поводу колонки «Нормализованных запросов»: В выдаче Яндекса поисковые запросы имеют статистику в абсолютных числах, а в выдаче Гугла – некие условные весовые коэффициенты. Если мы хотим консолидировать данных от обоих поисковиков, то намного удобнее привести статистику к общему знаменателю, что и делает формула в названной колонке, приводя число запросов к диапазону о 0 до 1.
Пришло время перенести все данные на лист «СБОРКА». Обратите внимание, что копировать данные с исходных листов нужно по значению, иначе формула нормализации делалась зря. Скопировали? Проведем окончательную чистку таблицы:
- Еще раз сортируем по алфавиту и удаляем дубли
- Проверяем, не остались ли кейворды с разными пакостями
- Удаляем нерелевантные запросы: для нашего примера это будут кейфразы, скажем, «реклама сайта» и т.п. К нерелевантным также относится и необоснованный [для наших целей] географический таргетинг, выраженный кейфразами типа «раскрутка сайтов в тьмутаракане»
- Удаляем совсем редкие, экзотические и идиотские запросы – один из примеров можно найти в предыдущем посте
- Но! Оставляем популярные опечатки, если по ним определенно большой трафик
В нашей таблице осталась еще пара рабочих листов, которые понадобятся для подготовки окончательного списка кейвордов сайта. Однако эта статья уже сейчас получилась довольно обстоятельной, а описанный здесь процесс отбора ключевиков может занять у вас пару вечеров. Или даже больше, особенно, если вы ничего подобного раньше не делали. И мне как раз хватит времени написать продолжение материала.