Рубрики
Нестандартные мысли

Пузырь фильтров или возможный конец интренет – свободе

Добрый день, дорогой читатель! Сегодня я хочу затронуть очень интересную тему для обсуждения и я очень надеюсь на ваше участие в обсуждении. Тема эта касается таких вопросов, как свобода интернета, информационная изоляция в интернете и индивидуализация пользователей интернета.

Все мы пользуемся поисковиками, чтобы найти нужную информацию,  различными социальными сетями, чтобы общаться с народом,  новостными порталами, чтобы быть в курсе последних событий и т.д. Но вся ли предоставляемая нам информация по настоящему релевантна не просто нашим запросам, а нашим мыслям и желаниям? Как Вы думаете? Я так не думаю. Как оказалось, идея релевантности переросла из инструмента поиска в инструмент навязывания. У меня и раньше появлялись подобные мысли (правда только на счет Google, собственно именно по-этому с ним примеры и привожу), но как-то я думал, что это бред и не придавал этому значения. Но совсем недавно я увидел видео, где Эли Парайзер высказывает подобные опасения в отношении Сети и её развития. Он рассказывает про интернет-компании стремящиеся показать нам то, чем мы должны заинтересоваться, что влечет за собой опасность оказаться в пузыре фильтров и не получать информацию, которая могла расширить наш взгляд на мир.

Но надо понимать почему так происходит. Лично я думаю, что основная вина за это лежит на рекламе! Все помешались на релевантности из-за рекламы. Тот же Google, изучает целевую аудиторию, чтобы предоставлять для нее наиболее релевантную рекламу. Он узнает и запоминает наши предпочтения, интересы, желания и многое другое, только для того, чтобы показать нам ту рекламу в которую мы ткнём! А более релевантный поиск (якобы более релевантный) — это побочный эффект этой политики, нежели её цель. Ведь всем нужно кормить свои семьи и гугловчанам тоже. В свое время они привлекли много целевой аудитории на свой поисковик, и подсадили на него, а сейчас делают с народом, что хотят: зарабатывают на них.

И вот что я думаю про индивидуализацию. Все мы знаем интернет, как место толпы анонимов, где каждый может сказать, что угодно. Но не для кого не секрет, что начиная с самой зари интернета, его стараются прибрать к рукам не то крупные компании не то государства, спецслужбы. Ведь это глобальное СМИ, которое покруче телевизора будет. Через телик всем разную информацию не показать, а вот посредством интернета можно. Это информационная война, а интернет это главное её оружие, которое пока толком никому не принадлежит. Дык вот, индивидуализируя пользователей крупные компании по сути индексируют их! И вот представите ситуацию: все пользуются только Google, он знает, что хочет и чем живет почти каждый человек в мире и может предоставлять информацию только ту, которую он хочет показать, чтобы (не побоюсь этого слова) управлять массами. Фактически это тоталитарное правление Google, единое мировое правительство (ух меня занесло). Это все имеет далеко идущие последствия, но я очень надеюсь, что все это не так.

Но это все, кажется нам какой-то фантастикой, давайте приземлимся на землю и порассуждаем о SEO. Какие последствия несут пузыри фильтров для оптимизации. Для начала я не стал верить на слово Эли Парайзеру и сам провел опыт с Google по его примеру. Попросил сделать скрин результатов поиска по одному и тому же запросу двух разных своих друзей, притом очень разных, которые точно ищут совсем непохожую информацию. И что Вы думаете? Это и правда сработало. Результаты выдачи по одному и тому же запросу были различны. Я конечно не скажу, что они разительно отличались, но несколько ссылок были различны. Это конечно не удивительно, но сам факт очень примечательный. Т.е. когда сам не можешь найти какую-то информацию, то просить друга поискать вовсе не глупость, а очень даже действенный способ!

Но что касательно SEO, то мне напрашиваются два вывод по этому поводу:

Потеря потенциальных посетителей, которые хотели бы использовать вашу информацию, но её им не дали.

Высокий порог вхождения новых идей.

С первым все более-менее ясно: все сидят в пузырях и в случаи смены интересов или расширение кругозора они просто не смогу найти новую информацию за пределами пузыря. Вот второй пункт я поясню чуть более подробнее. Вот представите большую сеть, в ней много пузырей, и тут на рынке появляется принципиально новая идея, которую до сих пор никто не видовал. И проблема заключается в том, что для продвижение этой новой идеи потребуется гораздо больше сил, нежели в былые времена, т.к. пробить оболочку пузыря фильтров потенциального клиента не так то просто, ведь даже если взять контекстную рекламу и остальные платные штуки… Вы сами на них часто кликаете? На сегодняшний день, на вскидку, рекламная слепота (эффект невосприимчивости к баннерной рекламе) наверно у 90% пользователей интернета. Так что, новым идеям будет не так то просто развернуться, если сегодняшние тенденции фильтрации продолжаться.

В общем и целом, для SEO это все может стать боком. Вот тому пример. Seroundtable.com провел опрос на тему персонализации среди SEO специалистов: 73% считают персонализацию цензурой в интернете, 23% не согласны с таким утверждением, 4% дали другие ответы. И тут стоит заметить, что персонализация не только форма цензуры, а еще и опасный соперник для SEO специальстов в борьбе за клики потенциального пользователя в выдачах поисковиков. Когда все видят собственную выдачу, влияние SEO на результаты по данному запросу стремится к нулю.

Так или иначе, все это выглядит удручающе. Тут необходимо проводить в жизнь идею отказа от персонализации сервисов в интернете или кардинальной перестройки этой технологии. Плюс было бы неплохо использовать свободный поисковик, т.е. по-настоящему свободный, который не будет нас кормить релевантной рекламой в экономических или политических целях, а только релевантной выдачей, например, как Википедия — свободная энциклопедия. Это конечно не поисковик, но идея одна.

На этом у меня все. Жду ваших мыслей по этому поводу в комментариях, очень мне хочется узнать, кто что думает про это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *